Воскресенский Иван Никанорович

                                                          Воскресенский Иван Никанорович
Родился в 1862 году в селе Дементьево Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника. Отец, Никанор Захарович, после смерти жены один воспитывал троих сыновей. Все избрали военную карьеру: до генерал-майора дослужился Николай, а в чине полковника вышел в отставку Александр.

Иван, окончив сельскую школу, уехал учиться в Череповецкое реальное училище. В 1879 году поступил в Кронштадтское техническое училище Морского ведомства, готовившее флотских офицеров инженерных специальностей. Иван Воскресенский окончил механическое отделение в 1883 году и в награду за хорошую учебу был направлен трюмным механиком на клипер «Разбойник», на котором совершил трехгодичное кругосветное плавание.
Осенью 1886 года он поступил в Морскую академию, а через два года начал преподавать в Кронштадте, в том училище, которое окончил сам. Потом перевелся в Петербург на Невский завод наблюдающим за постройкой лодки «Отважный». В 1892 году Ивана Никаноровича направили в Англию, где создавались механизмы эскадренного броненосца «Петропавловск». Воскресенский получил возможность побывать на многих заводах Англии и Шотландии, познакомится с организацией работы судостроительных предприятий.

В 1895 году по приглашению Ф. Гросса Иван Никанорович переезжает в Колпино. В воспоминаниях И.Н. Воскресенский писал: «Главной работой, которая оставила наиболее глубокие следы, я считаю мою работу на Ижорском заводе». Воскресенский проработал на заводе 22 года. Вначале в должности главного механика, затем – помощника начальника завода, а позднее – начальника завода.

Первой задачей главного механика стало освоение выпуска миноносцев нового типа. У устья Полукруглого канала был построен новый эллинг для одновременной закладки двух кораблей. До 1902 года Ижорские заводы сдали флоту 21 миноносец. Одновременно Воскресенский курировал строительство паровых котлов, шпилевых и рулевых машин для броненосца «Князь Потёмкин-Таврический», крейсеров «Аврора», «Паллада», «Диана» и др.

С 1902 года Воскресенский служил в должности помощника начальника заводов и круг его обязанностей значительно расширился. В этой должности он был командирован на заводы Европы и Америки. Воскресенский вместе с мастером А.Ф. Антиповым посетил заводы в Германии, Бельгии, США, чтобы выбрать наиболее эффективный способ изготовления цельнотянутых труб. Ознакомившись с различными системами изготовления труб, Воскресенский остановился на более дешевом способе американского инженера Штифеля. После заключения контракта Морское ведомство получило рабочие чертежи, в Америке изготовили пирсинг-машину, все остальное сделали в России. Оборудование, купленное при содействии Воскресенского, многие годы работало на заводе.

Приказом императора Николая II по Морскому ведомству 10 ноября 1908 года И.Н. Воскресенский был назначен начальником завода. В это время на заводе строились новые мастерские: сталеплавильная, бронезакалочная и бронеотделочная № 2. Продукция броневого отдела шла на русские линкоры, строившиеся в 1909-1917 годах - «Севастополь», «Полтава», «Гангут», «Императрица Мария» и др. В судостроительной деятельности завода этого периода, самый главный заказ-изготовление 5 тральщиков: «Минреп», «Запал», «Фугас», «Проводник» и «Взрыв». Часто Воскресенскому приходилось руководить выполнением нетипичных для завода Морского ведения заказов. Например, постройкой накануне Первой мировой войны дирижаблей «Голубь», «Сокол» и «Альбатрос».

К 1914 году реконструкция Ижорских заводов была завершена. Общая площадь заводов составляла 109 десятин 783 кв. сажени. Основные мастерские: модельная, сталеплавильная, чугунолитейная, меделитейная, две сборочные, слесарная, кузнечная, цепная, железокотельная, судостроительная, медекотельная, трубная и сталеплавильная, а также сталепрокатный, броневой и гильзовый отделы. Главная задача завода-выпуск брони, вторая-выпуск судостроительной стали. Кроме этого завод выпускал гильзы, цельногнутые трубы, футляры для орудийных снарядов, баржи, небольшие пароходы, катера, двигатели внутреннего сгорания.

По существующей в Колпине традиции руководитель завода вел большую общественную работу. Он был председателем правления Колпинского частного благотворительного общества, одним из создателей Общества борьбы за народную трезвость, а в годы Первой мировой войны – председателем Колпинского комитета Красного Креста.
С переходом на самоокупаемость у завода появились средства для улучшения бытовых условий служащих завода и благоустройства Колпино. Были построены: новая школа для детей рабочих, два магазина и столовая потребительского общества, больница с родильным отделением, баня, заводская часовня, Зимний театр, дома для инженерно-технических работников.
В годы Первой мировой войны главным для завода стал выпуск снарядов-броневых, светящихся и ныряющих. Война потребовала и усиленной выделки тонкой брони. Броневая мастерская была занята бронированием автомобилей. Бомбометы, минометы, автомобили «рено», «остин», «фиат» уходили из Колпино прямо на фронт.

И.Н. Воскресенский покинул завод в звании генерал-лейтенанта корпуса инженер-механиков флота с орденами Св. Владимира 2-й, 3-й и 4-й степени, Св. Станислава 1-й степени и Св. Анна 1-й степени.
После установления Советской власти И.Н. Воскресенский работал в Морском отделе военной промышленности. Иван Никанорович плодотворно трудился еще боле 20 лет, воспитывая новые поколения судостроителей. Ещё в 1904 году Воскресенский начал преподавать на кораблестроительном факультете Политехнического института, совмещая работу со студентами со службой на Ижорских заводах. После революции продолжил преподавательскую деятельность. Одновременно с работой в Политехническом институте Воскресенский читал лекции в Военно-морской академии, был одним из организаторов Морского регистра СССР, а в 1928-1930 годах- его председателем.

В 1930 году Воскресенский был в числе инициаторов создания Кораблестроительного института. В новом вузе И.Н. Воскресенский последовательно руководил кафедрами общей технологии, технологии судостроения, технологии судового машиностроения. Воскресенского можно считать родоначальником технологического направления в подготовке инженеров-кораблестроителей в нашей стране.
Умер И.Н. Воскресенский 18 января 1943 года, похоронен на сельском кладбище Новгородской области.


Источник:
Бурим Л. Д.
"Один ответствовать должен...": очерки о директорах Ижорских заводов / Л. Д. Бурим, Г. А. Ефимова, Н. Л. Лопатенко. - Санкт-Петербург: Агат, 2001. - 191 с. : ил.




 
 
Новости
16 Октября 2021
В ЦРБ им. М. Светлова прошла презентация книги «Мы служили вам, мы защищали вас!».


Наши партнеры
 









Сайт Госуслуг РФ



Instagram ЦРБ "Светлова"

Instagram Детской районной библиотеки

 
ЭТО ВАЖНО 
 
«Централизованная библиотечная система Колпинского района»
© Все права защищены
Разработка сайта— Webdom.net

 196653, СПб, Колпино, ул.В.Слуцкой, 32
Тел.: 469-52-71
E-mail: svetlova@lib-kolpin.ru